Дзогчен
|
|
rajahyoga | Дата: Пятница, 28.08.2015, 21:59 | Сообщение # 1 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 485
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
| Дзогчен, дзогпа ченпо (тиб. rdzogs pa chen po, с тибетского языка можно перевести как «великое совершенство», «великая завершённость», «всецелая завершённость») или ати-йога, маха-ати, санти маха, махабинду, тигле ченпо — практическое учение, представляющее собой важнейшую часть школы ньингма тибетского буддизма. Дзогчен применяется и в других школах тибетского буддизма и в традиции бон. Иногда впереводах на западные языки дзогчен понимают как название традиции или систематизированного учения, что не соответствует действительности. Полное совершенство (тиб. дзогчен) обозначает изначальное состояние индивида, достигаемое или раскрываемое в созерцании. Методы, позволяющие раскрыть это состояние, условно называются учением дзогчен, то есть учением о великом совершенстве. Санскритскийтермин ати-йога и тибетский термин дзогпа ченпо или сокращенно дзогчен являются именами нарицательными и поэтому по правилам русского языка пишутся со строчной буквы. В случаях, когда слово «дзогчен» является частью имени человека или и тула, а также названием монастыря или организации и т.п., оно пишется с большой буквы, как имя собственное.
|
|
| |
rajahyoga | Дата: Пятница, 28.08.2015, 22:00 | Сообщение # 2 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 485
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
| История дзогчен Вопрос исторического происхождения дзогчена не до конца ясен, имеются несколько гипотез. Согласно тантрам ати-йоги, это учение лежит вне временных и пространственных измерений. Но в истории человеческой цивилизации учение Великого Совершенства восходит к первому патриарху Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Это учение не является локализованным, то есть привязанным к какой-либо отдельной религии. Дзогчен является практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержит положения, позволяющие осуществлять практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте других религий. В Кулаяраджа-тантре (тиб. Кунджед Гьялпо) говорится, что учение Будды состоит из 9 колесниц и ати-йога или великое совершенство (тиб. дзогчен) считается высшей колесницей, прямо и безошибочно ведущей к полному пробуждению. Эта тантра была переведена на тибетский язык с санскрита в VIII веке и сохранилась в самой ранней по времени школе тибетского буддизма Ньингма (школа «старых переводов»), которая возникла в начале распространения буддизма в Тибете и считает своим основателем самого Падмасамбхаву. Согласноистории, описанной Вималамитрой в конце VIII века в тексте «Сердечная сущность Вималамитры», было двенадцать древних учителей дзогчена. Первый Учитель — Кхеу Нангва Сам Гьи Ми Кхьяб Па, второй Учитель — Кхеу О Ми Трук Па, третий Учитель — Джам Пал Джигпа Кьёб Пай, четвертый Учитель — Щонну Ролпа Нампар Цева, пятый Учитель — тот, которого также называют «Шестым» Буддой Ваджрадхарой, шестой Учитель — Щонну Пао Тобдэн, седьмой Учитель Дрангсонг Тропей Гьялпо, восьмой Учитель — архат Сер О Дампа, девятый Учитель — Цэва Ролпей Лодро, десятый Учитель — Будда Кашьяпа, одиннадцатый Учитель — Будда Нгодзог Гьялпо, двенадцатый Учитель — Будда Шакьямуни. В тексте утверждается, что будучи в форме Будды Ваджрасаттвы, он передал учения великого совершенства Прахеваджре (тиб. Гарабу Дордже). Согласнопреданию, первый учитель ати-йоги Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже) родился и учил в буддийской стране Уддияна (или Одияна). Существует множество сказочных историй об этом месте, в связи с чем принято считать, что Уддияна не существовала в реальности. Однако знаменитый ученый-историк и учитель дзогчен, профессор Намхай Норбу Ринпоче полагает, что Уддияна существовала в действительности. По мнению Намхая Норбу Ринпоче, Уддияна была северной частью Индии, располагалась на территории нынешней долины Сват в Пакистане, и подверглась разрушению в ходе исламского вторжения. Согласно этой версии, Гараб Дордже был исторической фигурой и жил, скорее всего, в первой половине первого тысячелетия н. э.; он учил дзогчен в период, когда Сутры Махаяны и многие Тантры Ваджраяны были уже распространены. Первым учеником Гараба Дордже стал Манджушри митра — индийский пандит университета Наланда, воспитанный на философии Читтаматры и практиках Ваджраяны. В середине и второй половине XX века, когда тексты по дзогчену не были переведены, существовало мнение некоторых западных историков, что это учение появилось вследствие влияния принципов китайской школы чань (дзэн) (которая в свою очередь также пришла из Индии) на учение Ваджраяны. Сейчас, когда многие тексты дзогчена переведены на западные языки, эта версия представляется несостоятельной, поскольку большинство его методов и терминология не имеют аналогов ни в чань, ни в Ваджраяне. В традиции Бон, добуддийской религии тибетцев, считается, что принцип дзогчен присутствовал в учении Бон ещё до появления индийского буддизма в Тибете. Некоторые учители уверены, что бонское учение Shang Shung Nyen Gyu в своем первоначальном виде из 12 коротких строк представляет собой подлинный принцип учения ати-йоги и, очевидно, восходит к Тонпа Шенрабу — древнему учителю, основателю Бон из царства Шанг-Шунг.
|
|
| |
rajahyoga | Дата: Пятница, 28.08.2015, 22:07 | Сообщение # 3 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 485
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
| Передача дзогчена Буддийская традиция дзогчена опирается на следующую линию передач: 1. Прахе ваджра(тиб. Гараб Дордже): III век н. э. также есть версия 184 до н. э. — 57 до н. э. 2.Манджушримитра(Тиб. Jampal Shenyen, Wylie: 'jam dpal bshes gnyen): III век н. э. или также по другой версии II век до н. э., современник Прахеваджры 3. Шри Симха (Śrī Siṃha, Tib. Palgyi Senge,Wylie: dpal gyi senge):IV век н.э. 4. Падмасамбхава:VIII век 5. Вималамитра(Tib. Drime Shenyen, Wylie:dri med bshes gnyen): конец VIII века 6. Вайрочана (Tib. Nampar Nangdze Lotsawa,Wylie: rnam par snang mdzad lo tsa ba): конец VIII века В Тибете школа Ньингма ведёт традицию дзогчена от Гараба Дордже. В школе Кагью носителем дзогчена являлся третий Кармапа, Рангджунг Дордже. В школе Гелуг традицию дзогчена несут Далай-лама V, Далай-лама XIII и Далай-лама XIV. В религииБон имеются свои три линии дзогчена: Атри (Wylie: a khrid), Дзогчен и Устная традиция Шангшунга (Shang Shung Nyen Gyu; Wylie: zhang zhung snyan rgyud). Они все восходят к основателю Бон Тонпа Шенрабу.
Содержание учения В учении дзогчена говорится об изначальном состоянии (Ригпа), изначальной неотъемлемой природе каждого существа. Говорится, что эта «природа» или природа ума является пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей. Также используются термины — «изначальное осознавание» или «естественное состояние». Ригпа не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать все возможные формы. Она делает это не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера дзогчена часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало. Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние дзогчена, то он или она более не переживают дукха — каких-либо форм страдания. Это чистое состояние является, по сути, изначально присуще каждому живому существу, являясь состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа. Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику. Суть учения дзогчен выразил Гараб Дордже в трех заветах, которые он передал своему ближайшему ученику Манджушримитре: 1. Получить прямое ознакомление с природой своего сознания (от опытного мастера). 2. Устранить сомнения. 3. Оставаться в этом состоянии. В соответствии с этими тремя заветами, Манджушримитра классифицирует все учение по трем разделам: Семдэ —раздел природы ума. Лонгдэ —раздел изначального пространства. Менгагдэ —раздел тайных устных наставлений. Учение дзогчен позволяет достичь конечной реализации (состояния будды) в течение одной жизни, в том числе путем реализации «тела света» в конце жизни.
|
|
| |
rajahyoga | Дата: Пятница, 28.08.2015, 22:07 | Сообщение # 4 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 485
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
| Современный дзогчен В настоящее время дзогчен преподается во многих странах мира. В России наиболее известны следующие практические школы: 1. Международное Дзогчен-сообщество, созданное Намкхаем Норбу Ринпоче 2. Тулку Урген Ринпоче и Чоки Нима Ринпоче представляют школуКа-Ньинг (кагью + ньингма), сочетающую традиции Дзогчен и Махамудра 3. Центр Падмасамбхавы, созданный Палдэн Шерабом Ринпоче и Цеванг Донгьялом Ринпоче. 4. Университет Шри Сингха, созданный Дзогчен Кхенпо Чога 5. Учитель дзогчен традиции Бон — Тендзин Вангьял Ринпоче
|
|
| |
rajahyoga | Дата: Пятница, 28.08.2015, 22:39 | Сообщение # 5 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 485
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
| Семдэ Семдэ, также Сэмдэ («раздел ума») — первый из трёх разделов учения и текстов Дзогчен, раздел «Природы Ума». Три раздела Дзогчена, как их представил Манджушримитра, — Семдэ, Лонгдэ («раздел Пространства») и Мэннгагдэ («Сущностный раздел») — развились от различных подходов разных линий передачи учения. Семдэ — раздел Природы Ума — относится к линии передачи Вайрочаны. Тем не менее, как отмечает Намкай Норбу Ринпоче, «достигаемое состояние созерцания одинаково для всех трёх разделов».
Отличие Семдэ от других разделов Дзогчена В каждом из разделов Дзогчена — Семдэ, Лонгдэ и Мэннгагдэ — учитель даёт прямую передачу, прямое введение в состояние Дзогчен (ригпа), и ни один из них не является постепенным путём, хотя каждый из них имеет свой особый подход. В каждом из разделов есть свой способ введения в созерцание: в Мэннгагдэ — принцип Прямого Введения, в Лонгдэ — Символическое Введение, в Сэмде — Устное Введение. В системе Семдэ в основном применяются устные объяснения и подробный анализ, что отличает его, например, от «Сущностного раздела» Дзогчена Мэннгагдэ (в переводе «сообщаемое тайно»), где введение в «сердечную сущность» объясняется с помощью парадоксов, так как природа реальности не укладывается в рамки логики. Раздел Семдэ связан с первым заветом Гараба Дордже — получить прямое введение в природу своего сознания (от мастера). Поэтому в разделе подчёркивается необходимость прямого введения в естественную природу ума (ригпа), о которой даются пояснения и методы её узнавания. Несмотря на то, что в разделе Семдэ используется в большей степени интеллектуальный подход для объяснения того, как войти в состояние созерцания (rig-pa), слово ум (sems, сем) относится не к рассудочному уму (читта), обусловленному временем и предшествующими событиями, а к природе ума (sems-nyid), которая существует за пределами времени и обусловленности и обычно называется текстах Семдэ бодхичиттой. В этом случае Бодхичитта означает изначальное состояние, чем отличается от её толкования в текстах Сутры.
4 йоги Семдэ В Семдэ имеется четыре основные практики (нэлчжор, йога, «соединение»), используемые для вхождения в созерцание (тиннгэдзин): 1. Шинэ —состояние покоя путём концентрации на объекте или без него (обычно выполняется на тибетской букве А). В результате практик состояние покоя становится устойчивым. Также для этой практики в текстах Дзогчена употребляется термин нэпа. 2. Лхагтонг —«интуиция», запредельное видение, в котором состояние покоя растворяется или «пробуждается», являясь естественным. Также для этой практики в текстах Дзогчена употребляется термин мийова — «не-движение». 3. Нимэд —«недвойственность» — шинэ и лхатонг появляются вместе, позволяя практику выйти за пределы двойственности. Также для этой практики в текстах Дзогчена употребляется термин нямнид — «равностность», состояние, где всё имеет один вкус. 4. Лхундруб —«самосовершенство», «спонтанное совершенство» — практика Дзогчена, Великого Совершенства, когда происходит объединение со своим естественным состоянием, каждое действие совершается в недвойственном состоянии созерцания, что даёт переживать всё возникающее как «самосовершенную игру своей собственной энергии».
|
|
| |
rajahyoga | Дата: Понедельник, 23.11.2015, 20:42 | Сообщение # 6 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 485
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
| Лонгдэ также Лонгде («раздел пространства») — второй из трёх разделов учения и текстов Дзогчен, «раздел Пространства».
Отличие Лонгдэ от других разделов Дзогчена Раздел Лонгдэ связан со вторым заветом Гараба Дордже — устранить сомнения относительно полученного прямого введения в природу своего сознания (от мастера). Буквально лонг (Вайли: klong) означает «обширный простор неба», и подход в Лонгдэ к созерцанию более прямой, непосредственный и широкий. Четыре практики Лонгде для вхождение в ригпа называются четырьмя знаками, и они практикуются вместе, а не последовательно, как четыре йоги в Семдэ. Согпо Тентар разъясняет воззрение Лонгдэ следующим образом: «Лонгдэ утверждает, что все проявляющееся, подобно звездам и планетам в небе, является игрой самовозникающих качеств коренной осознанности в необъятном пространстве всеобъемлющей природы, Самантабхадры. В отличие от Сэмде, Лонгдэ не утверждает, что феномены являются проявлением энергии и действия (ума)».— Тулку Тхондуп Ринпоче «Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо»
Четыре символа раздела Лонгдэ В Лонгдэ имеется четыре знака или символа (да), используемых для вхождения в созерцание, и практикуемых одновременно: 1. Сэлва —«ясность» — открытые глаза, всё видение объединено. 2. Митогпа —«пустота» — глаза сосредоточены на пустом пространстве, не мигая, а возникающие мысли не отвлекают. 3. Дэва —«ощущение блаженства» — практикующий находится в полном присутствии, но ощущение как будто тела нет совсем. 4. Йермэд —«нераздельность» — объединение символов сэлва, митогпа и дэва, вводящее практика в созерцание и практику Дзогчена.
|
|
| |
rajahyoga | Дата: Понедельник, 23.11.2015, 20:50 | Сообщение # 7 |
 Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 485
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
| Мэннгагдэ также Мэннгагде, Мен Нгак Дэ («сообщаемое тайно») — третий из трёх разделов учения и текстов Дзогчен, «раздел Тайных (устных) Наставлений», «Сущностный раздел», «раздел Упадеша». Также эти учения называются Ньинг-тиг , что означает «сущность ума».
Отличие Мэннгагдэ от других разделов Дзогчена В «Сущностном разделе» Дзогчена Мэннгагдэ введение в «сердечную сущность» объясняется с помощью парадоксов, так как природа реальности не укладывается в рамки логики, что отличает его, например, от системы Семдэ, где в основном применяются устные пояснения и подробный анализ. Раздел Мэннгагдэ связан с третьим заветом Гараба Дордже — оставаться в состоянии природы своего сознания (получив прямое введение в него от мастера). Поэтому в Мэннгагдэ даются многочисленные методы и советы для поддержания состояния созерцания. Пема Ледрел Цэл так говорит о превосходстве Мэннгагдэ над двумя предыдущими разделами:«Сэмде и Лонгдэ понимают аспекты пустоты и ясности ума, используя понятие «это есть это», то есть с помощью анализа. В них нет чистого понимания обнажённой и беспрепятственной осознанности учения Трегчод (прорыв)». — Тулку Тхондуп Ринпоче «Ум Будды. Антология текстов Лонгченпы по Дзогпа Ченпо»
Внутреннее деление Мэннгагдэ В дальнейшем учитель Дзогчен 8-го века Шри Симха разделил Мэннгагдэ на четыре цикла:внешний цикл (Чи Кхор) внутренний цикл (Нанг Кхор)тайный цикл(Санг Кхор)непревзойдённый цикл (Янг Санг Ла На Ме Пей Кхор)
Четыре чогжаг раздела Мэннгагдэ В Мэннгагдэ имеется четыре основные практики (чогжаг, «как оно есть»), используемые для длительного пребывания в созерцании (есть также практики для вхождения в созерцание): 1. Риво чогжаг — «чогжаг горы» — связана с телом, любая поза которого становится позой для практики. 2. Гяцо чогжаг — «чогжаг океана» — связана с глазами, любое положение которых (взгляд) являются положением для практики. 3. Ригпа чогжаг — «чогжаг состояния как оно есть, без исправления». Соответствует практикам лхундруб в Семдэ и йермед в Лонгдэ. 4. Нангва чогжаг — «чогжаг видимого» —практикующий воспринимает всё видимое как собственную энергию. Дзогчен — это когда все четыре чогжаг практикуются вместе мгновенно.
|
|
| |