Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Культура Индии » Искусство Индии » Музыка
Музыка
rajahyogaДата: Среда, 12.10.2016, 23:19 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 471
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Индийская классическая музыка

— одна из древнейших комплексных музыкальных традиций мира. Её истоки традиционно
связывают с Ведами, в первую очередь с «Сама-ведой» (2 тыс. до н. э.), останавливающейся на музыке подробнее других Вед (объясняя, как исполнять гимны «Риг-веды») и прочно связывающей истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма. Трактат по театру, музыке и танцу «Натья-шастра» (первые века н. э.) демонстрирует, что уже до его создания индийцы обладали
высокоразвитой музыкальной системой. Она также фиксирует важную связь музыки с танцем и драмой. Под влиянием мусульманской культуры в Средние века важным становится распевное исполнение авторской поэзии, которое адаптировалось индийской культурой и стало важной частью классической музыки.

Индийская классическая музыка стремится к монофонии, и при ансамблевом исполнении единственная мелодическая линия оформляется фиксированными бурдонными звуками.
Мелодические построения называются рага, ритмические — тала. Раги — закреплённые
традицией ладоритмические построения, основные для классической музыки. Европейскими языковыми средствами они могут описываться как «мелодии», «темы». В процессе исполнения раги основная тема подвергается интенсивному интонационному развитию по принципу аналогичному джазовой импровизации. Однако,  в отличие от последней, рага это не просто музыкальная тема, но и глубоко осмысленный философско-поэтический комплекс. Так, рага-васанта символизирует
весну, рага-камала — лотос, рага-мегха — тучу, приносящую дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара — с чувством любви, рага-хасья — с весельем и т. д. Исполнение раг приурочивается ко времени суток или года (мелодии утренние, вечерние, полуденные). Звукоряд индийской классической музыки существенно отличается от обычного для западной музыки деления октавы на 12 равных полутонов. Его наиболее часто сводят к делению октавы на 22 неравных
микрохроматических ступени — т. наз. шрути. Для каждой раги из общего набора выделяется до 7 основных ступенй са ре га ма па дха ни, и они расположены друг от друга на расстоянии нескольких шрути. Поэтому каждая основная ступень способна иметь несколько версий высоты. При настройке инструментов может использоваться голос исполнителя, а не звук другого инструмента.
Индийская классическая музыка разделяется на две основные традиции, разошедшиеся примерно
с XIII века:
Хиндустани,с корнями в Северной Индии
Карнатака, скорнями в Южной Индии

Инструменты
Музыкальные инструменты, обычные для музыки хиндустани — ситар, сарод, танпура, бансури,
шенай, саранги и табла. Обычные для музыки карнатака — индийская продольная флейта (вену), готтувадьям, вина, мридангам, канджира, гхатам и скрипка.


Традиция хиндустани
В музыке хиндустани обычно выделяется ритмическая составляющая, подчёркнутая двойным
барабаном табла, одним из символов индийской музыки в целом. Другой характерный инструмент хиндустани, также, как и табла, характерный для исполнения за пределами традиции хиндустани — танпура, которая настраивается для исполнения конкретной раги и играет роль однообразного ритмического бурдона. Традиционно на танпуре играет ученик мастера-солиста. Характерные темы музыки хиндустани — романтическая любовь, любование природой и религиозные распевы, посвящённые Раме, Кришне, Аллаху. Выбор стихов не имеет строгой зависимости от конкретной
раги.
Исполнение раги начинается с медленной разработки её темы в форме алапа. Алап может
длиться от нескольких минут до 30—40 минут в зависимости от стиля и предпочтения солиста. После алапа начинается основная часть раги, джор или друт, где ритм постепенно возрастает, а исполнение становится богато орнаментированным. В третьей части подключается исполнитель на табла, эта часть называется тала. В музыке хиндустани, сформировавшейся на основе более ранней индийской музыкальной традиции в XIII—XIV веках и закрепившейся при правлении Великих Моголов, хорошо
заметно значительное персидское влияние. Она широко распространена как в Индии, так и в Пакистане и Бангладеш.

Бытование
Обучение индийской классической музыке ведется устно и индивидуально, со значительным
акцентом на её воздействие на внутренний и внешний мир. Несмотря на возникшие в эпоху Просвещения попытки музыкальной записи, ни одна из них не получила универсального статуса. Значительно повлияло на классическую музыку появление звуковоспроизводящих устройств. Раги, приуроченные в исполнительской традиции к определённому времени суток, могли исполняться в любое время по желанию владельца патефона, меняя тем самым всё представление о порядке дня и ночи.

В период до обретения независимости в 1947 году музыканты присутствовали при многочисленных дворцах раджей и князей. С введением республиканского строя и национализацией достояния аристократии, и одновременной вестернизацией, классическая
музыкальная традиция сконцентрировалась вокруг индуистских храмов. Единичные выдающиеся музыканты приобрели поддержку правительства.

В 1969 годуна фестивале Вудсток в США выступил ситарист Рави Шанкар, и вспыхнувшая
популярность индийской классической музыки на Западе вернула интерес к ней у населения Республики Индия. Вместе с тем, на Западе были популярны в первую очередь демонстрации инструментального исполнительского мастерства, что сильно изменило ценности индийской классической музыки к концу XX века от приоритета голоса над инструментом и созерцательной глубины звука в пользу инструментальной виртуозности и скорости.
Прикрепления: 5813320.jpg (245.5 Kb)
 
rajahyogaДата: Среда, 12.10.2016, 23:32 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 471
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Рага

букв. «окраска»; в переносном смысле«настроение», «эмоция», «страсть» и т.д.) в широком смысле —
музыкально-эстетическая и этическая концепция, закон построения крупной музыкальной формы в рамках индийской классической музыки. В узком смысле рага — развёрнутая мелодическая композиция как инстанция мелодико-композиционной модели. Рага неразрывно связана с другой категорией — тала (теорией музыкального ритма).
Рага не исчерпывается указанием на используемый ладовый звукоряд — она призвана передать определённое состояние души, эмоцию, аффект (раса). Композиционная техника раги определяется каноническими предписаниями, регламентирующими её звуковысотный состав, иерархию ладовых ступеней, особенности извлечения характерных тонов и орнаментику (гамакам), а также формульные мелодические обороты (пакад) — особенно восходящий (ароха) и нисходящий (авароха); при этом
ароха и авароха раги могут иметь различающееся количество ступеней.
В индийской музыке исторически сложились две основные региональные традиции раги (а также
кодексы раг): тхаат в Хиндустани (северно-индийская) и мелакарта в Карнатака (южно-индийская). Имея общие сходные черты, северная и южная традиции существенно различаются как по содержанию, так и по форме (например, раги, имеющие одно и то же название в обеих традициях, могут означать эстетически и музыкально различные сущности).

Классификация раг
По мере развития индийской музыкальной теории возникали различные системы классификации
раг. Так, раги могли классифицироваться по сезонам или времени суток (эта практика уже не так строга в наши дни, когда утренняя рага может быть исполнена в любое другое время суток). В некоторых системах классификации помимо мужского термина «рага» используется и женский, «рагини».

На сегодняшний день наиболее распространены классификации раг по используемым в них звукорядам:
Пентатоники
- автентические лады (шесть родов на основе Са-Па), называемые раги;
- плагальные лады (шесть родов на основе Са-Ма), называемые регами;
Октатоники с7 сурами (саргам).

Все раги являются производными от семинотных (сампурна) звукорядов, кодифицированных в тхаате (в музыке Хиндустани) и мелакарте (в музыке Карнатики).

Принципы построения раги
Звукоряд раги наиболее часто сводят к делению октавы на 22 неравные микрохроматические
ступени (шрути), реже — на 23 или 24 ступени.

Каждая рага соответствует определенному тхату — аналогу гаммы. Для создания раги из тхата
выбирается от 5 до 7 свар, которые могут располагаться друг от друга на расстоянии одного или нескольких микротонов (шрути), образуя раги с количеством звуков от 5 до 12. Исходя из выбора исполнителя, каждая свара способна иметь несколько версий высоты.

Затем выбирается «размер» раги (джати) — свары, используемые при восходящей (ароха) и
нисходящей (авароха) мелодии. Рага, которая использует и в восходящей, и в нисходящей мелодии все семь свар из тхата, называется полной (сампурна).

Далее выбирается основная (или королевская) свара, называемая вади — та, которая будет чаще других повторяться в раге и будет задавать её основное настроение. Кроме основной выделяют вторую по важности свару — самвади, она будет повторяться чуть реже. Остальные суры служат в основном для украшения.

Даже при использовании для создания двух раг одного и того же тхата раги будут отличаться. Характерная для конкретной раги музыкальная фраза называется пакад, она служит «зацепкой» для того, чтобы отличить одну рагу от другой. Но также существуют раги без определенного пакада, для их описания достаточно задать тхат, джати, ароха/авароха, вади и самвади.

Каждая рага должна исполняться в определенное время суток, в это время её воздействие на
слушателя и исполнителя максимально. Есть также более грубое деление — на раги первой и второй половины дня. Для первого типа характерно нахождение вади между P и S', а для второго — между S и P (то есть в верхней и нижней частях октавы соответственно). Но не существует определенной теории, следуя которой, можно добиться звучания раги «по-утреннему» или «по-ночному» — это остается уделом конкретного исполнителя.

Раса
Раса —конечная цель раги, духовное единение слушателя и исполнителя через музыку,
передача слушателю настроения и чувств конкретной раги. Считается, что раса может быть достигнута только при исполнении раги в положенное для неё время года и суток.

Одним из древнейших письменных источников, излагающих музыкальную теорию Древней Индии,
является «Натья-шастра», предписывающая каждому звукоряду определенный аффект и
предлагающая классификацию всех аффектов (таких как грусть, радость, гнев).

Исполнение раги
Инструментальный состав, необходимый для исполнения раги, может варьироваться, но, как и большая часть классической индийской музыки, рага исторически ориентирована на сольное
вокальное исполнение. Инструменты, сопровождающие певца, как правило, осуществляют бурдонный аккомпанемент (танпура) и ритмическую поддержку (табла). Такая традиция преимущественно сохранялась вплоть до XX века, когда вместе с бумом индийской классической музыки на Западе наибольшую популярность снискало инструментальное исполнение (кхьял). Западный триумф Рави Шанкара через его совместные выступления с Али Акбар Ханом также повлек зарождение практики
джугалбанди (инструментального ансамблевого исполнения), до этого редко имевшей широкое распространение.

Рага имеет неопределенную длительность (впрочем, традиционно измеряемую часами), и обычно
её изложение проходит в несколько разделов:
Алап (или алаап, алапана) —абстрактное вступление, где происходит раскрытие раги. Музыкант на этом этапе как бы готовит слушателя к её дальнейшему развитию. Этот этап характеризуется
отсутствием четкого ритмического пульса и ударных инструментов, свободной импровизацией. Обычно аккомпанемент включает в себя только танпуру.
Джала — раздел, добавляемый только при исполнении раги на струнных музыкальных инструментах, имеющих дополнительные (аккомпанирующие) струны, например на ситаре. Характеризуется
быстрым «переигрыванием» между основными и дополнительными струнами, создающим
эффектный и красивый звук.
Джор (или джод) — раздел раги, вкотором мелодические фигурации обретают ритмическую пульсацию, подготавливая слушателя к появлению некоего таала (грубо соответствующего западному понятию музыкального размера), обеспеченного при поддержке ритмического аккомпанемента
перкуссии (в музыке Хиндустани это чаще всего табла).
Гат — раздел, подчиненный таалу,где в аккомпанемент включается табла. Основная часть раги, темп которой может варьироваться (в зависимости от конкретной раги). Именно в этой части часто
повторяется и обыгрывается пакад — характерный для раги мелодический оборот.
Таким образом, структура раги следующая: сначала идет алап, затем возможна джала, затем джор и/или гат, и в конце может опять идти алап.

Примеры раг
Трактат «Натья-шастра», написанный примерно между II и V веками н. э., перечисляет шесть главных раг, которые от ноты до в западной музыкальной нотации выглядят так:
  • «Бхайрав» — C, Db, E, F, G, Ab, B, C
  • «Шри» — C, Db, E, F#, G, Ab, B, C
  • «Малкаунс» — C, Eb, F, Ab, Bb, C
  • «Хиндол» — C, E, F#, A, B, C
  • «Дипак» — C, Db, E, F#, A, B, C
  • «Мегх» — C, D, F, G, A, C


В терминах саргам они выглядят так:
  • «Бхайрав» — Са, комаль Ре, Га, Ма, Па, комаль Дха, Ни
  • «Шри» — Са, комаль Ре, Га, тивра Ма, Па, комаль Дха, Ни
  • «Малкаунс» — Са, комаль Га, Ма, комаль Дха, комаль Ни
  • «Хиндол» — Са, Га, тивра Ма, Дха, Ни
  • «Дипак» — Са, комаль Ре, Га, тивра Ма, Дха, Ни
  • «Мегх» — Са, Ре, Ма, Па, Дха
Прикрепления: 6783511.jpg (76.6 Kb)
 
rajahyogaДата: Среда, 12.10.2016, 23:55 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 471
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Индийская народная музыка


Бхангра — живая танцевальная и музыкальная традиция,происходящая из Пенджаба. Исходно она была связана с праздником урожая, затем распространилась на свадьбы и праздники Нового Года. В конце XX века она стала одним из элементов дискотек сначала в Великобритании и США, а затем по всему миру благодаря легко адаптируемым к дискотечной практике танцевальным ритмам.
Стили:
Лавани
Дандия
Раджастани
Музыка баулов
Прикрепления: 7676213.jpg (350.1 Kb)
 
rajahyogaДата: Четверг, 13.10.2016, 00:09 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 471
Репутация: 1
Статус: Оффлайн
Тала 

или тал, талан, талам; санскр. Tâla — хлопанье в ладоши, ритм, такт, танец) — в музыке Индии, этот термин означает как отдельный ритмический рисунок композиции (очень условно соответствуя западному понятию музыкального метра), так и вообще науку о музыкальном ритме (наравне с искусством раги — дисциплиной мелодического развития). Схожие классификационные и комбинаторные системы в области ритма также обнаруживаются в арабской/тюркской музыке (например, Мугам). Кроме этого, то же название имеет индийский парный музыкальный
инструмент из разряда ударных, разновидность металлических тарелок или кимвал. 

Наука о ритме
Название тала связано с созвучным словом, означающим «ритм», «метр». Таал (или Тал) — это ритмический цикл, состоящий из определённого количества «квадратов» (джати), из которых каждый может содержать разное количество долей. Самый распространённый тал в индийской классической музыке хиндустани это тинтал — цикл из четырёх тактов по четыре доли в каждом. 

Характеристики Таала
Тали - шаблон ударов (ритмический рисунок).
Кхали -"волна руки", малые изменения рисунка в разных долях.
Вибхаг -музыкальный метр.
Матра - доля Вибхага
Бол - удар.
Тэка -отличительная особенность Таала.
Лэй - темп.
Сам - начало цикла, его первая доля.
Авартан -основной ритмический цикл.
 
Форум » Культура Индии » Искусство Индии » Музыка
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: