22:31 Яма и нияма |
Яма и нияма это фактически форматирование сознания, закладываются новые программы о том, как надо жить, что можно делать, а что нельзя делать, о чем думать, о чем говорить, к чему стремиться. Если вы не живете с рождения в монастыре, то окружающий мир уже запрограммировал вас, вашу систему ценностей, мотивацию, цели и идеалы. Когда человек решает заниматься духовным развитием, то он будет перепрограммировать свою картину мира, привычный мир, систему ценностей, цели, образ жизни – абсолютно все может полностью поменяться, и к этому мало кто готов.
Яма Ахимса - непричинение вреда всему живому ни мыслью, ни словом, ни делом. Апариграха -свобода от жадности и накопительства. Астея - неприсвоение чужого, не воровство: вещи, авторство. Сатья -искренность, правдивость. Брахмачарья- половое воздержание, воздержанность веде, питье, болтливости.
Нияма Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм. Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели. Свадхьяя — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления. Ишвара-пранидхана - Бога в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.
В разных буддийских традициях список ямы и ниямы может быть различен:
Яма Ахимса -ненасилие Сатья -правдивость Астея – неворовство Брахмачарья– половое воздержание кшама —милосердие, прощение, терпение дхрити —стойкость дайя — сострадание арджава —честность, прямодушие митахара —умеренный аппетит шауча —чистота
Нияма Хри —раскаяние Сантоша —скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм. Дана —благотворительность. Астикья —твёрдая вера. Ишварапуджана— поклонение Богу. Сиддханта-шравана— изучение священных текстов. Мати —познание, развитие духовного разума под руководством гуру. Врата — священные обеты. Джапа — повторение мантр. Тапас — самодисциплина, аскеза, усердие в достижении духовной цели. Как мы видим, принципы ямы схожи во всех религиях, во всех духовных традициях – не причиняй вред окружающим, быть умерен в своих желаниях. Принципы ниямы тоже схожи во всех духовных традициях – будь дисциплинированным, изучай духовную литературу, ищи Бога.
Зачем это нужно? Наш ум пустотен по природе, он только отражает то, с чем соприкасается, поэтому вы как личность являетесь только тем, на что направлен ваш ум. Если ум направлен на удовлетворение тела, органов чувств, то ваша система ценностей, ваши цели и идеалы, вы как личность будете состоять из поисков ума найти способы удовлетворить чувства. В мире много интересного, зачем закрываться от мира, жить в аскезах? Причина, по которой человек приходит к намерению заниматься духовным развитием в том, что удовлетворение материальных желаний не приносит счастье, после краткого удовлетворения приходит пресыщение и отвращение, тогда человек ставит себе новую цель материального мира и с ней происходит тоже самое, и этому нет конца. Какие бы высоты в материальном мире мы не достигли, какими бы богатствами, властью, положением в обществе мы не обладали – все это временно, мир изменчив, а это приносит страдание. Весь окружающий вас мир это периферия, если вы не построили свою личность, центр себя и все время находитесь на периферии, то вы будете страдать. Вы всегда будете находиться в положении путешественника в лодке – волны, шторм, дождь – все будет беспокоить вас, и вы изо всех сил тщетно будете стараться удержать равновесие своей лодочки, вы не можете контролировать мир, он безграничен, а вы песчинка! Если же вы построили центр себя, свою личность, тогда вы как подводная лодка, чтобы не происходило на поверхности, это вас совсем не беспокоит, вы всегда устойчивы. Раджа йога предполагает самоанализ, осознанное изучение себя и мира. Самоанализ начинается с ямы и ниямы, новичок начинает размышлять о том, что такое хорошо, а что такое плохо, как надо человеку правильно жить, взаимодействовать с миром, чтобы не создавать себе плохую карму. Новичок прописывает в свой ум программы того, что хорошо, а, следовательно, это надо культивировать, а что такое плохо, а, следовательно, надо изживать в себе. Для новичка принципы ямы это НЕЛЬЗЯ! А ниямы ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТАК! Новичку не понятно, почему НЕЛЬЗЯ и почему ДЕЛАЙ ТОЛЬКО ТАК, но сутры, веды или гуру являются авторитетом, поэтому лучшее, что может сделать новичок, это делать, как велит гуру. Но спустя годы убеждения себя в том, что всех надо любить, врагов и комаров тоже надо любить, всем надо желать добра, нельзя грести под себя, надо всем жертвовать ради других, запрещать себе наслаждаться плотскими радостями: секс (это ведь грех), чревоугодие, лень; заставлять себя читать духовную литературу, слушать лекции гуру и с сахарной физиономией всем улыбаться – хочется кого-нибудь прибить и совершить все грехи по списку и прямо сегодня! Человек вдруг ловит себя на том, что он не искренен, что он не может не обижаться когда его оскорбляют, унижают; не может любить своих врагов, да и за что их любить, любят ведь хороших людей, а подлых и злых никто не любит; зачем жертвовать, терпеть, быть смиренным, зачем быть дисциплинированным, если может быть, один раз живем и надо успеть все попробовать?? И тут наступает переломный момент, когда 2 варианта исхода этой ситуации – 1 это пуститься совершать все «грехи», сделать все, что было нельзя, 2 подумать о последствиях и продолжить бить в одну точку, гнуть свою линию, и тогда вы перейдете на новый уровень, ваша частота поднимется настолько, что для вас станет естественным не совершать «грехи» совсем, больше не будет понятия НЕЛЬЗЯ! Теперь будет можно все, но уже ничего не хочется, поменялся вкус, вас станет притягивать только духовный высокочастотный вкус, изнутри будет исходить свет и понятия: доброта, терпение, сострадание, любовь ко всем живым существам, поиск Абсолюта – станет естественным, потому что нельзя иначе, больше не будет лжи и раздора с самим собой. На следующем этапе откроется вИдение, это не экстрасенсорика, а именно восприятие сути явлений и тогда вы сможете видеть, почему возникли законы ямы и ниямы, это для вас будет не философия, мораль, этика, даже не добродетели с высокой частотой. Вы увидите, что весь мир состоит из живых волокон и их сплетение, их взаимодействие и есть Законы мира. Следующий этап наступает после самадхи, когда сансара и нирвана становятся равны, тогда уже нет добра и зла, нет добродетелей и грехов, потому что весь мир теперь внутри йога и ничего не лучше другого, потому что все есть Абсолют. Получается 5 этапов познания Законов: 1. Сбор информации, размышление, попытка жить по новым правилам. 2. Отрицание, желание вырваться из ограничений, критический анализ. 3. Перелом, после которого правила ямы и ниямы или впитаются в сознание человека или нет. 4. Видение реальности как есть, восприятие тонкого мира становится так же привычно и ясно как восприятие материального мира, на этом уровне видно, почему что-то надо делать, а что-то не надо, видны сами причины ямы и ниямы, почему они вообще возникли. 5. Сансара и нирвана становятся равны, больше нет двойственности, теперь весь мир просто «лила». Из привычки самоанализа рождается откровенная охота на свои недостатки, и чем больше недостатков вы будете в себе изживать, тем в большее состояние азарта вы будете входить (на белом ведь грязь лучше видно). Со временем возникнет желание работать с клеша. В Тхераваде рассматривают 10 клеш: жадность, ненависть, неведение, гордыня, ложные взгляды, сомнения в Дхарме, тупость, самонадеянность, бесстыдство и безнравственность. Потом вы дорастете до випассаны (созерцание тела, чувств, ума, объектов ума) и работа с самскарами для входа в нирбиджа самадхи. Авеннунн (с) |
|
Всего комментариев: 0 | |